Как открыть АйТи компанию
- 7 ноября 2021
- Просмотров:
Расскажем в статье, как можно самостоятельно зарегистрировать ИТ-организацию и какие нюансы следует учесть: подходящий ОКВЭД, аккредитация, организационная форма, условия получения льгот.
1. Какой бизнес относится к ИТ-отрасли
Расшифровка термина IT или «information technologies» с английского языка говорит о том, что сфера связана с информационными технологиями. Речь идет о разработках программного обеспечения, развитии компьютерных технологий, конструированию компьютерных систем, сопровождению, работе с базами данных. Также к отрасли относится консультативная деятельность в области ИТ.
Какие профессии популярны в ИТ-сфере:
- Разработчики ПО
- Дата-менеджеры
- Мобильные разработчики
- Программисты
- Тестировщики
- Data Scientist
- Эксперты по кибербезопасности
- Инженеры машинного обучения
- Системные администраторы
- Архитекторы компьютерных систем и пр.
Изначально льготы были введены для удержания таких специалистов в стране, но позже появилась еще одна цель - развитие отечественных технологий после введения западных санкций. Эти события мотивировали государство дать массовые послабления сектору ИТ.
Какие ИТ-компании можно назвать в пример: Лаборатория Касперского, 1С, Ростелеком, Ростех, Группа Т1, КРОК, ФОРС и др.
2. Какой ОКВЭД нужно указать для ИТ-компании
Искать коды для ИТ-организации следует в 62 и 63 разделах справочника. Именно там содержатся ОКВЭДы для ИТ-компаний. Но, следует учесть нюанс: при желании получать льготы, организация должна иметь в своем списке один из 7 определенных кодов, которые перечислим далее:
- 62.01 - код для деятельности разработчиков ПО;
- 62.02 - группировка для компаний, предоставляющих консультационные услуги
- 62.02.1 - код соответствует услугам по проектированию компьютерных систем;
- 62.02.4 - используют компании, которые подготавливают системы к эксплуатации;
- 62.03.13 - для тех, кто сопровождает комп. системы после ввода в эксплуатацию;
- 62.09 - другие виды деятельности, имеющие отношение к технологиям;
- 63.11.1 - код для организаций, работающих с базами данных.
Выдержки из ст. 427 НК РФ подтверждают, что претенденты на послабления обязаны выполнить ряд требований:
- Получить аккредитацию, направив заявление в Минцифры. Ведомство внесет компанию в специальный перечень.
- Заниматься преимущественно ИТ-бизнесом (доля профильной выручки не ниже 70%).
- Казать профиль организации на своем сайте.
- Дать согласие раскрыть налоговую тайну.
- Придерживаться среднего уровня зарплат трудоустроенных ИТ-специалистов.
- Ограничение по штату отменено - теперь не обязательно иметь минимум 7 сотрудников в ИТ-компании.
Следует обратить внимание и на наличие ограничений. Ряду организаций послабления доступны не будут. Ограничения касаются налоговых должников (сумма задолженности более 3 тысяч рублей), компаний с госучастием (если доля госучастия превышает 50%, созданных после 1 июля 2022 года фирм в результате реорганизации, а также аккредитацию пройти не смогут компании из распоряжения правительства.
3. Может ли ИП заниматься ИТ-бизнесом
Заниматься бизнесом в сфере ИТ и использовать вышеуказанные ОКВЭД могут как ИП, ак и юридические лица. Однако следует обратить внимание на особенность: индивидуальные предприниматели не могут проходить аккредитацию, следовательно - не имеют возможности выполнить главное условие для получения льгот. Это означает, что в форме ИП бизнес не может рассчитывать на льготы. Если вы планируете открывать ИТ-компанию, следует выбрать регистрацию ООО.
4. Список послаблений для ИТ-сферы
Впервые в России поддержка ИТ-направления была одобрена в 2020 году. Тогда налоговый маневр дал возможность ИТ-организациям снизить налог на прибыль до 3%, а страховые взносы - до 7,6%. После введения санкций и возросшей потребности в отечественных технологиях, правительство согласилось на более широкий перечень мер поддержки, предложенный Минцифры.
Какие послабления действуют для ИТ-отрасли:
- Нулевая ставка налога на прибыль (льгота утверждена до последних чисел 2024 года);
- Проверки отменены (за исключением камеральных налоговых);
- Фиксированный уровень отчислений в страховые фонды - 7,6%;
- Сотрудники не платят НДФЛ;
- Право на получение кредита для бизнеса с госсубсидией (ставка до 3%);
- Освобождение от призыва для работников (армия, мобилизация);
- Льготная ипотека для персонала ИТ-организации под 5%;
- Упрощенный прием иностранных специалистов в российские ИТ-компании (не требуется разрешение, проще получить ВНЖ);
- Гранты, целевое финансирование, доступ к государственным заказам без прохождения конкурсных этапов.
Ни одна из отраслей в РФ раньше не удостаивалась таких послаблений, поэтому ИТ-направление в настоящее время так привлекательно и востребовано в формате стартапов.
5. Как зарегистрировать ИТ-организацию своими силами
Вам не придется изучать требования к документам, обращаться за помощью юристов или тратиться на нотариусов, чтобы открыть ИТ-компанию. С нашим сервисом это можно сделать быстро и бесплатно.
Помните, что можно открыть ИТ-бизнес и как ИП, но тогда льгот не будет. При регистрации ООО рассчитывать на льготы можно, но только после аккредитации и выполнении других дополнительных условий.
Какие документы подаются в ФНС для открытия ИТ-компании:
- Заявление на бланке Р11001 для регистрации Общества с ограниченной ответственностью;
- Паспорта участников;
- Устав (если используете типовую форму, то распечатывать и подавать не придется, но тогда номер ТУ нужно внести в заявление);
- Протокол собрания или решение единственного участника;
- Договор об учреждении (только когда в ООО несколько членов);
- Квитанция, подтверждающая внесение платежа по госпошлине в размере 4000 рублей (не нужно платить, если подаете документы в цифровом виде).
Иногда инспекторы дополнительно запрашивают документы, подтверждающие полномочия на юридический адрес - их стоит подготовить заранее, чтобы предоставить по запросу. Еще, рекомендуется подавать при регистрации заявление о применении УСН, если выбрали “упрощенку”, так как сроки подачи такого уведомления ограничены.
Как можно направить документы для регистрации ООО:
- Онлайн на нашем сервисе (он подготовит бумаги и направит в ФНС дистанционно);
- Через МФЦ;
- Лично в инспекции (если есть время и готовы оплатить госпошлину);
- Через нотариуса (по его ЭЦП, платно);
- Курьером или почтой (расходы на нотариальное заверение, услуги доставки и госпошлина);
- Онлайн на сайте налоговой, если у вас есть УКЭП и программа криптозащиты с лицензией.
Как правило, налоговая служба ставит ООО на учет в течение 3-х дней. Если данные поступают в электронном виде, обработка проходит быстрее, ведь инспекторам не приходится вручную переводить документы в цифровой вид.
После регистрации, бизнесмену на электронный адрес приходит уведомление о включении в ЕГРЮЛ. Теперь, можно заняться процессом получения аккредитации. Для этого готовится заявление на портале государственных услуг и отправляется онлайн по ЭЦП.