Как в 2021 году зарегистрировать ИП самостоятельно. Пошаговая инструкция

Для регистрации ИП в 2021 году не обязательно прибегать к помощи специалистов: зарегистрироваться в налоговой можно самостоятельно. Главное - это правильно оформить документы. А некоторые способы подачи документов освобождают от уплаты госпошлины.
Для того, чтобы успешно зарегистрировать ИП с первого раза и не тратить время на исправление недочетов с повторной подачей, предлагаем обратиться за помощью в подготовке документов к нашему бесплатному онлайн-сервису. Вам не придется искать бланки, изучать требования ФНС и заполнять документы. Просто заполните форму, и сервис выдаст готовый пакет регистрационных документов.
Содержание
  1. Как самостоятельно подготовить документы для регистрации ИП
  2. Как подать документы в налоговую инспекцию
  3. Действия после постановки на учет в качестве ИП

1. Как самостоятельно подготовить документы для регистрации ИП

Для того, чтобы инспекция не отказала вам в регистрации, должен быть подготовлен полный пакет документов именно для вашего случая, и все эти документы должны быть правильно оформлены. Есть два основных документа, которые подают все будущие предприниматели:

  • Копия паспорта (все заполненные страницы по 2 на листе)
  • Заявление на регистрацию по форме № Р21001

  • В заявлении нужно указать персональную информацию (ФИО, прописка, контактные данные) и виды планируемой деятельности по ОКВЭД (один основной - обязательно, любое количество дополнительных - по желанию). Заполнить заявление вы можете самостоятельно (от руки или на компьютере) или с помощью нашего бесплатного онлайн-сервиса. У ФНС есть жесткие требования по оформлению заявления, если не соблюсти какие-то из них (например, заполнить не тем шрифтом или ручкой не того цвета), в регистрации могут отказать.

Полный перечень регистрационных документов зависит от следующих факторов.

  • Способ подачи. При электронной подаче документов (через онлайн-сервис ФНС, нотариуса или МФЦ) не нужно уплачивать госпошлину. В остальных случаях к пакету документов нужно приложить квитанцию об оплате пошлины.
  • Выбранный режим налогообложения: если вы планируете работать на УСН, уведомление о переходе на упрощенку лучше подать вместе с документами на регистрацию. Правда, это позволяет сделать не любой способ подачи - в МФЦ, например, уведомление не примут, подавать его всё равно нужно будет в налоговую отдельно в течение 30 дней после открытия ИП.
  • Гражданство: иностранные граждане кроме основных документов должны еще представить нотариально заверенный перевод удостоверения личности, а в некоторых случаях - и свидетельства о рождении. Кроме того, им нужно приложить подтверждение легального нахождения в России - копию вида на жительство или разрешения на временное пребывание.
  • Возраст: несовершеннолетние граждане должны подтверждать свое право на ведение бизнеса. Для этого подойдет один из следующих документов: свидетельство о браке, разрешение от одного из родителей или опекунов, решение суда о признании дееспособности.
  • Направление бизнеса: для ведения некоторых видов деятельности требуется справка об отсутствии судимости или другие дополнительные документы.
  • Кто подает заявление: если это делает представитель, понадобится нотариально заверенная доверенность.

2. Как подать документы в налоговую инспекцию

Если вы самостоятельно подаете документы в 2021 году, действуйте в следующем порядке:

  1. Снимите копии с нужных документов.
  2. Заполните заявление по форме Р21001 и уведомление о переходе на УСН.
  3. Выберите способ подачи.
  4. Оплатите госпошлину 800 руб., если это необходимо при вашем способе подачи.
  5. Подайте документы. Обратите внимание: подписать заявление нужно в момент его подачи - нотариусу, в МФЦ или инспекцию. Если заявление подает представитель или вы отправляете его по почте, вашу подпись нужно заранее заверить у нотариуса. Если направляете документы сами через онлайн-сервис налоговой, то форма № Р21001 будет подписана вашей ЭЦП.
  6. Если вам нужны будут бумажные документы о регистрации, проставьте об этом отметку на последней странице заявления Р21001.
  7. Получите расписку о подаче документов.
  8. Через 3 рабочих дня получите документы на электронную почту. Срок может увеличиться в зависимости от способа подачи. Если вы запрашивали бумажные оригиналы, заберите их в месте подачи.
Хотите сэкономить время и деньги при открытии ИП?
Обратитесь за помощью к нашему бесплатному онлайн-сервису! Он сформирует все документы для регистрации в качестве ИП, учитывая новые требования закона и налоговой. Просто заполните анкету, а затем скачайте и распечатайте документы. Также мы приложим инструкцию по подаче.

3. Действия после постановки на учет в качестве ИП

  • Выбрать налоговый режим. Если вы не сделали это до регистрации, лучше определиться сразу после нее, хотя бы на первое время. Предпринимателю доступны ОСНО и 4 спецрежима: УСН, НПД, ПСН и ЕСХН.
  • Зарегистрироваться в ФСС. Это нужно сделать, если вы нанимаете хотя бы одного работника, без наемного персонала постановка на учет в ФСС добровольная. Регистрация в ПФР теперь происходит автоматически, о чем вам придет уведомление на электронную почту.
  • Получить коды статистики (для заполнения налоговых деклараций и открытия банковских счетов). Обычно они приходят на почту каждому зарегистрированному ИП, но если отдел статистики не прислал их вам, нужно обратиться за их получением самостоятельно.
  • Заказать печать. По закону вы не обязаны ее иметь, но иногда контрагенты относятся к документам, заверенным печатью, с большим доверием. Кроме того, без печати нельзя заверять бумажные трудовые книжки, участвовать в госзаказах и пр.
  • Открыть банковский счет. Сделать это можно в любой момент и в любом подходящем банке.
  • Приобрести и установить кассу.
  • Получить лицензию или специальное разрешение. Это нужно делать только в случае, если ваша деятельность подлежит лицензированию или требует специального разрешения. В таком случае соберите необходимые документы, обратитесь в соответствующий орган и оплатите госпошлину.
  • Организовать внутренний документооборот: трудовой распорядок, приказы, трудовые книжки и пр.
  • Подавать налоговые декларации и уплачивать налоги. Порядок зависит от выбранного режима налогообложения.
  • Уплачивать взносы за себя и работников. Учтите, что в 2021 году индивидуальный предприниматель обязан платить за себя взносы в ПФР и ТФОМС, даже если у него нет дохода.